Облака спасут бюджет: как бизнес зарабатывает на облачных сервисах

21.08.2016


			Облака спасут бюджет: как бизнес зарабатывает на облачных сервисах			Облака спасут бюджет: как бизнес зарабатывает на облачных сервисах
Облачные сервисы — один из немногих сегментов рынка, который показывает целенаправленный рост: в 2016 году эксперты ожидают, что он достигнет 17-35%. При этом 90% облачной инфраструктуры — это сегмент b2b. Проще говоря, компаниям выгоднее заключать договоры с поставщиками IT-решений, чем, как раньше, полный спектр ПО заказывать под себя.

Эффективность предприятия определяется умением менеджмента сократить издержки. В этом секрет галопирующей популярности облаков: облачный подход приводит к экономии самой затратной статьи бюджета — расходов на капитальные вложения. На аутсорсинг выводятся разнообразные непрофильные задачи — от ответственного хранения больших объемов данных до настройки современной внутрикорпоративной АТС.

Кризис только раззадорил отрасль

Аналитик группы компаний «ФИНАМ» Леонид Делицын утверждает, что, по оценке облачных услуг в 2014 году, выполненной iKS-Consulting, объем рынка составил около 13 млрд рублей. Ожидается рост на 35% в год в течение ближайших трех лет.

«По-видимому, 90% озвученных выше оценок можно отнести к b2b. Замедление экономики может ненадолго замедлять распространение нововведений, но это позже компенсируется более высокими темпами роста. Отложенный спрос сыграет свою роль в ближайшие годы», — говорит эксперт.

Облако не новое решение. Суть заключается в том, что компания или отдельный потребитель покупает необходимые IT-ресурсы в виде готовых интернет-сервисов. Их ключевыми свойствами можно считать самообслуживание по требованию, широкополосный сетевой доступ, объединение ресурсов в пулы, мгновенная эластичность, измеримость предоставляемых услуг. Выгода заключается в том, что компании не нужно покупать отдельное коробочное решение, а оплата за пользование сервисом происходит только за те ресурсы, которые потребовались для решения задач.

«Среди наших потенциальных клиентов немало тех, кто планировал масштабные IT-проекты с построением собственной IT-инфраструктуры, но сейчас они вынуждены скорректировать свои планы из-за значительного повышения стоимости оборудования», — говорит руководитель по развитию облачной платформы ICL Cloud компании ICL Services Алексей Шипов.

На рынке существуют три основные вида облачных сервисов: IaaS (аренда дата-центров и систем хранения), PaaS (аренда среды для создания приложений для программных разработчиков) и SaaS (доставка готовых программных продуктов клиенту через веб-браузер). По данным Делицына, ключевыми поставщиками облачных решений «Экономика Рунета» называет отечественный «Яндекс», а также дистрибьюторов 1C, которые предлагают решения на базе SaaS. Исследователи отмечали вхождение на рынок новых игроков — операторов связи и системных интеграторов. Безусловно, активны и глобальные игроки: Google, Microsoft, IBM, Salesforse, Amazon, Dropbox, IBM, Apple, Box.

«Курс на хранение данных в России даст определенные преимущества отечественным игрокам. Хотя западный рынок более зрелый, чем отечественный», — подчеркнул аналитик «ФИНАМ».

Недоверие — главная проблема

На пути бурного развития облачной инфраструктуры стоит повышенная инерция руководителей, которым не так-то просто научиться доверять часть своих ресурсов сторонним партнерам.

«Если руководители бизнесов охотнее доверяют информацию третьим лицам, чем собственным директорам по IT, значит, сменились поколения руководителей, директоров по IT и поставщиков. Сейчас весьма благоприятный момент для внедрения облачных технологий отчасти и потому, что включился механизм подражания: компании следуют за лидерами индустрии, а лидеры уже используют облачные технологии», — говорит Леонид Делицын.

Руководитель отдела продвижения Startpack.ru Станислав Романов рассказывает, что клиенты быстрее всего в облако погружают списки задач, проекты, базы клиентов, документы и файлы. Меньше всего бизнес-пользователи заинтересованы работать в облаке с бухгалтерией, паролями, неохотно отдают финансовые данные и конфиденциальные материалы.

Шипов уверяет, что в тройку «лидеров» среди барьеров по проникновению облачных технологий на массовый IT-рынок входят:
  1. Недостаточно развитая инфраструктура телекоммуникационных сетей передачи данных как общих (российский сегмент Рунета), так и частных (сети бизнес-центров), особенно на периферии.
  2. Безопасность и сохранность конфиденциальных данных.
  3. Недостаточная осведомленность IT-специалистов и менеджеров о реальных возможностях облачных технологий. Несмотря на доступность материалов и тестовых ресурсов для изучения.
Директор департамента IT-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев рассказывает, что проблема доверия к облакам теряет свою остроту.

«Но есть и другие страхи. Корпоративные заказчики опасаются за быстродействие своих высоконагруженных систем при переносе их в «неподготовленное» облако. Впрочем, рост количества успешных облачных кейсов постепенно снимает напряженность», — рассказывает Бессольцев.
Дальше — рост!

Все опрошенные эксперты прогнозируют дальнейший рост облаков, а Алексей Шипов из ICL Services выделил три ключевых тренда, определяющих рынок:
  1. Открытая архитектура. Если раньше продукты, основанные на открытом исходном коде, создавались энтузиастами, то сегодня большинство таких проектов существуют при непосредственном участии крупнейших IT-компаний.
  2. Микросервисная архитектура. Мобильные и веб-приложения доказали свои преимущества перед традиционными монолитными бизнес-приложениями.
  3. Гибридная архитектура. Никому не нужно выбирать между различными моделями предоставления услуг. Вы можете использовать сразу все и комбинировать при необходимости.

Комментарии
Голубицкий Евгений, руководитель продуктов пепартамента инноваций ИТ-компании Navicon

Переход к облачным технологиям — один из основных трендов последних лет. Бизнес в условиях кризисной экономики не готов затрачивать значительные ресурсы на развертывание ИТ-инфраструктуры — и при этом желает получить удобные ИТ-инструменты, особенно в бизнес-анализе и обработке данных. Облачные решения обычно развертываются за 2-8 недель на мощных платформах мировых производителей.

Спрос на облачные услуги возрастает. Мы как системный интегратор сейчас делаем ставку на самый крупный сектор облачных вычислений — рынок готовых приложений SaaS ($37,7 млрд в 2016 году, по оценке Gartner). При этом мы замечаем все больший интерес со стороны заказчиков к моделям построения облачной инфраструктуры PaaS (PlatformasaService) и IaaS (Infrastructure-as-a-Service). Рынки IaaS и PaaS с каждым годом развиваются все быстрее (динамика рынка инфраструктурных решений в этом году достигнет планки в 38%, в то время как рост сегмента SaaS оценивается Gartner в 20,3%). Среди ведущих поставщиков облачных решений — крупные вендоры: Microsoft, IBM, Oracle.

Разница запросов малого и крупных бизнесов, прежде всего, в масштабе и функциональности. Сектору СМБ проще внедрять инновационные продукты и разработки, потому что малый бизнес может протестировать новое решение без катастрофических потерь для бизнеса в случае неудачи — например, перевести в облако некритичный для бизнеса процесс (допустим, работу части колл-центра). Крупный бизнес зависит от локальной инфраструктуры и данных, которые в ней заложены, а процесс принятия решения о частичном или полном переходе на облачную ИТ-инфраструктуру может занять годы из-за длительного процесса внутренних согласований.

В секторе облачных решений для бизнеса появляется все больше интересных решений на стыке технологических и финансовых моделей. Например, аутсорсинг в сочетании с облачным сервисом. То есть бизнесу нужен не только сам сервис, но и люди, которые смогут решать бизнес-задачу. Сама задача при этом должна быть не критичной для ведения бизнеса, но необходимой для повышения эффективности основных бизнес-процессов в компании.

Со стороны госсектора можно отметить тренд движения в сторону открытых данных. Государство открывает все больше данных, на основе которых будут создаваться удобные сервисы для граждан. Таким образом, государство само становится важным игроком на рынке облачных услуг и способствует его развитию. К примеру, в области хранения и обработки государственных данных особенно остро встают вопросы надежности и безопасности систем хранения.

Читайте полностью на сайте газеты «Деловой Омск»

Navicon стал «Партнером года» Microsoft в России

Navicon разработал комплексное решение для управления продажами

Navicon вошел в топ партнеров Microsoft по продуктам Microsoft Dynamics

Navicon выходит на международный рынок

Navicon награжден как лучший партнер года Microsoft в России