BI для среднего бизнеса: западные разработки встраиваются в российскую реальность

17.11.2011

Untitled Document

Сегодня средний бизнес является движущей силой глобальной экономики, он производит 65% мирового валового продукта и обеспечивает занятость 90% трудовых ресурсов. Многие западные ИТ-вендоры разрабатывают решения специально для этого сектора. В России его потребности удовлетворяли в основном отечественные ИТ-производители. Но сегодня ситуация начинает меняться: западные разработчики создают системы, которые максимально учитывают требования российского рынка СМБ. Примером может служить IBM, которая представила свои новые разработки в этом направлении на совместном мероприятии с компанией NavoCon Group - IBM Cognos LIVE Conference. Участники смогли ознакомиться с системой для бюджетирования и бизнес-анализа – IBM Cognos Express.

Согласно данным исследования, которое провела компания Pricewaterhouse Coopers, примерно 50% российских компаний не пользуются специализированными решениями, используя Excel и другое офисное ПО Microsoft для формирования своих бюджетов, отчетов, итоговых презентаций и т.п. Около 80% опрошенных указали, что существенным фактором успешного внедрения автоматизированной системы для них является возможность настройки методологических требований к системе.

"У российского среднего бизнеса есть некоторые особенности. Во-первых, ограниченность бюджетов больше, чем в сегменте крупных компаний. Поэтому компании среднего бизнеса характеризуются высокой восприимчивостью к стоимости решения и внедрения. Во-вторых, у них существует определенный страх перед возможными рисками отвлечь высококвалифицированных специалистов на продолжительный проект, результат которого не всегда предсказуем", – считает Владимир Шаров, коммерческий директор NaviCon Group.

В рамках мероприятия IBM Cognos LIVE Conference было представлено новое решение IBM, ориентированное на сегмент СМБ – IBM Cognos Express.

Компоненты IBM Cognos Express:

- Express Accelerator для проведения бизнес-анализа через знакомый всем интерфейс Microsoft Excel;
- Express Reporter для формирования отчетности пользователю любой квалификации, как в табличном, так и в графическом виде;
- Express Advisor для более глубокого анализа с помощью визуализированных функций: можно "проваливаться" в данные, используя технологию drill-down, проводить анализ по алгоритму "что-если", сохранять измененные данные и новые сценарии в основной базе. Полученные результаты можно встроить в продукты Microsoft Office и обновлять их периодически простым нажатием соответствующей кнопки интерфейса;
- Express Planner – встроенное средство для планирования, прогнозирования и бюджетирования.

"Функциональность IBM Cognos Express делает продукт наиболее эффективным для средних компаний, - считает Владимир Шаров. – Прежде всего, потому, что отсутствует необходимость в покупке дополнительных лицензий и прочих затратах. А кроме этого, в продукте реализована концепция "3 раза – легко": его легко купить, легко установить и легко использовать. Он предоставляет достаточно широкий функционал для решения задач СМБ за вполне разумную стоимость".

NaviCon Group за 9 лет работы на рынке выработал определенные подходы к проектной работе, которые позволяют минимизировать риски внедрения решения. Один из таких подходов – использование методологии Agile (Agile software development), которую в компании называют методикой "маленьких побед". С ее помощью специалисты ИТ-консультанта, во-первых, своевременно учитывают изменения функциональных и технических требований к информационной системе, инициируемые заказчиком. Во-вторых, разделяют проект на несколько функциональных областей, разработка внутри которых может одновременно вестись последовательно и параллельно. Это ускоряет процесс внедрения и дает возможность быстро показать первые результаты, дополнительно мотивирующие клиента.

Именно благодаря такому подходу проект по автоматизации бюджетирования с постановкой методологии в компании Тройка Диалог занял всего 4 месяца, причем за первый месяц была достигнута консолидация бюджета доходов и расходов.

В компании "Лаборатории Сервье" для оптимизации времени реализации проекта разработка бюджетной модели велась параллельно с формированием бюджета. Благодаря этому, работа в системе началась через полтора месяца после начала проекта.

В рамках мероприятия NaviCon предложил его участкам ознакомиться с решением на практике. Для этого были организованы два лабораторных класса. На одном из них предлагалось найти варианты управленческих решений на основании результатов анализа продаж. На другом – представители компаний получили навыки перехода от плана продаж к бюджету доходов и расходов.

Более подробно о том, что может принести IBM Cognos компаниям СМБ, а также о рекомендациях и ограничениях данного программного продукта, рассказали в совместном интервью CNews коммерческий директор NaviCon Group Владимир Шаров и генеральный директор компании Данила Моргалюк.

CNews: Бренд IBM достаточно плохо ассоциируется у российских заказчиков с аббревиатурой СМБ. Что нового может принести IBM Cognos компаниям из этого сегмента рынка?

Владимир Шаров: Задачи по контролю бизнеса и анализа ситуации у всех одинаковые - и у среднего, и у крупного бизнеса, главное отличие – в масштабах.

Владимир Шаров: Системы CPM, подобные IBM Cognos Express, реально востребованы сегодня в российском СМБ

Всем компаниям необходимо собрать и систематизировать данные, проанализировать их, создать эффективную систему для поддержки управленческих решений, а также планировать и прогнозировать будущее, что особенно важно сегодня. Для средних предприятий это еще более важно и критично, чем для крупных. Конкуренция в секторе СМБ выше, доля рынка у средней компании ниже, ресурсов меньше, времени на раздумья нет, а реакция на внешние и внутренние изменения должна быть незамедлительной.

CNews: На конференции вы подробно описали решение, предназначенное специально для сектора СМБ – IBM Cognos Express – и озвучили рекомендации и ограничения: не более 100 пользователей, не менее 50 млн евро оборота…

Владимир Шаров: Действительно, ограничение в 100 пользователей есть, и оно - со стороны вендора.

Данила Моргалюк: Сумма в 50 млн евро описывает некий маркетинговый сегмент и она универсальная – и для России, и для Запада. Приведу простой (и достаточно условный) пример: компания с оборотом в 5 млн евро может внедрить у себя Cognos Express. Но, как правило, затраты на внедрение этой системы будут выше, чем экономический смысл от ее использования: взяв среднюю норму рентабельности в 10%, мы оцениваем прибыль такой компании в 500 тыс. долл., а это означает, что тратить на внедрение сумму в 100 тыс. долл. вряд ли целесообразно.

CNews: В чем особенности понимания автоматизации в российских средних предприятиях?

Данила Моргалюк: Российский клиент из СМБ отличается пониманием самой задачи автоматизации. Когда мы имеем дело с западными заказчиками, то для них Cognos является неким корпоративным стандартом, не нуждающимся в пояснениях.

Данила Моргалюк: Российский клиент из СМБ отличается пониманием самой задачи автоматизации

С российскими же заказчиками проект обычно начинается, только если у топ-менеджмента компании уже есть конкретные болевые точки. Тогда-то они и начинают искать пути решения возникших проблем. К примеру, компания попала в кризис ликвидности, причем ее руководство поняло, что они могли бы предвидеть данную ситуацию еще 3 месяца назад и либо начать готовиться, либо вообще избежать ее тем или иным способом.

Владимир Шаров: При помощи ключевых показателей управляют сегодня любым современным СП. Но ведь чтобы так управлять, нужно своевременно собирать данные. А это означает, что системы CPM, подобные IBM Cognos Express, реально востребованы сегодня в российском СМБ.

В любом среднем бизнесе обычно есть ограничения – по ресурсам, кадрам и пр. Поэтому любая такая компания оценит возможность использовать 30-тидневную пробную лицензию на IBM Cognos Express. Важно, что для начала практической работы с решениями Cognos достаточно знания Excel, который служит для них интерфейсом, или же базового умения пользоваться простейшим веб-интерфейсом. Возможность покомпонентного развертывания, получения первых ощутимых результатов уже через месяц, отсутствие особых требований к аппаратной части и скрытых ограничений и затрат – все это отвечает потребностям российских СП.

С нами можно легко и быстро решать вопросы, договариваться. Мы смотрим в долгосрочную перспективу. Спецификой россиян является то, что люди предпочитают вживую общаться с людьми, а не читать инструкции, и мы это понимаем.

 

Navicon стал «Партнером года» Microsoft в России

Navicon автоматизировал бизнес-процессы для фармацевтической компании «Р-ФАРМ»

Искусственный интеллект не заменит человека

Фармпроизводитель «Микроген» автоматизировал анализ данных о вторичных продажах

Navicon разработал комплексное решение для управления продажами