IBM продвигает бизнес-аналитику на рынок СМБ

31.10.2011

Untitled Document

PC Week октябрь 2011
Автор: Алексей Воронин

Лидеры мирового рынка продуктов класса BI вполне узнаваемы: Microsoft, Oracle, MicroStrategy, IBM, QlickTech, Information Builders, SAS и SAP (данные Gartner от января текущего года). В России бизнес-аналитика еще не получила массового распространения, но интерес глобальных лидеров к российскому рынку не ослабевает, чему еще одно свидетельство — конференция IBM Cognos Live, организованная корпорацией IBM совместно с компанией NaviCon Group и посвященная, как можно догадаться уже по ее названию, линейке аналитических продуктов IBM.

Экспресс для среднего рынка

Выражение “акулы бизнеса” давно стало общим местом, но, как подметил один русский философ, не все банальное плохо, но многое — истинно. Ведь мир бизнеса на самом деле очень схож с миром животных — по крайней мере законы выживаемости в агрессивной окружающей среде примерно одинаковы: мелкие твари способны выжить только благодаря максимальной подвижности и приспособляемости, при этом зачастую существуют они в маленьких нишах и не слишком долго. Но и крупные особи, хотя и менее уязвимы, в долгосрочной перспективе тоже должны время от времени заботиться о переменах в своем образе жизни, в частности — о новых ареалах обитания, или, выражаясь деловым языком, сегментах рынка. Корпорация IBM, отмечающая в этом году столетие, — пример огромного жизнелюбия и умения меняться, что, по всей видимости, и обеспечивает ей столь уникальное для рынка информационных технологий долголетие. В отношении этой компании у представителей корпоративного бизнеса за последнее десятилетие сформировался определенный стереотип (“работает с крупными предприятиями, решения высокого качества, но дорогие”), что во многом соответствует реальности. И вот IBM сделала шаг в новый для себя сегмент рынка средних предприятий (штат сотрудников — от ста человек, оборот — от 50 млн. долл.), поместив в линейке своих аналитических продуктов Cognos специальное решение для рынка СМБ — IBM Cognos Express.

Представитель компании NaviCon Group Владимир Шаров, рассказавший участникам конференции о новом продукте IBM, отметил, что для средних предприятий бизнес-аналитика по сути еще более необходима, чем для крупных: доля на рынке меньше, а конкуренция выше. Прежде чем предложить данное решение, IBM провела небольшое исследование рынка. Выяснилось, что представителей СМБ отпугивала, во-первых, высокая цена продуктов, во-вторых, страх разрушения бизнеса в связи с необходимостью отвлекать сотрудников на их внедрение и в-третьих — недостаток ИТ-специалистов.

Новый продукт IBM для рынка СМБ состоит из четырех основных компонентов, которые могут устанавливаться и работать как в едином пакете, так и по отдельности. Модуль для бизнес-анализа Xcelerator (на базе Excel) дополняет функции Excel аналитическим механизмом, работающим по технологии in-memory (позволяет производить расчеты в реальном времени непосредственно в оперативной памяти), и поддерживает многомерный анализ отчетности. Компонент для создания запросов и отчетности Reporter имеет широкие возможности для создания отчетности (операционной, транзакционной). Еще один модуль — Advisor — позволяет в режиме реального времени выполнять анализ и визуализацию, в частности в режиме “что будет, если” (с возможностью сохранения сценария), встраивать отчеты и графики в различные приложения популярного офисного пакета MS Office. Наконец, четвертый компонент решения — Planner — обеспечивает автоматизированное планирование, бюджетирование и прогнозирование на базе технологии ТМ1, имеет механизм автоматизированного согласования бюджетов. К приятным моментам в плане предварительной оценки функциональности системы Express следует отнести возможность скачать пробную версию для бесплатного использования в течение 30 дней. К недостаткам продукта IBM для рынка СМБ (впрочем, условным и, если можно так выразиться, вполне обоснованным) следует, наверное, отнести то, что данное решение имеет ограничение по количеству пользователей — до ста.

Кубы для крупной компании: опыт внедрения и использования

Об опыте внедрения в своей компании базового продукта аналитической линейки IBM — платформы для бизнес-анализа IBM Cognos BI (v.8.4) — рассказал участникам конференции Даниил Осипов, представитель торгового холдинга САНГ. Предпосылок для внедрения было несколько: отставание традиционной аналитики на базе Excel от запросов бизнес-пользователей (низкая скорость, ручное обновление, недостаточность данных и разрезов); потребность в единообразных для всего холдинга аналитических отчетах (в холдинг входит 23 центра дистрибуции); объективная неспособность ИТ-отдела выдавать вовремя отчеты бизнес-пользователям; нехватка типовых аналитических отчетов торгового предприятия; отсутствие полноценного управленческого учета для поддержки стратегических решений. В определенный момент, отметил Даниил Осипов, под влиянием перечисленных факторов у руководства компании сформировалось понимание того, что грамотный и своевременный анализ оперативной деятельности — основа для оперативных и стратегических решений, после чего были выработаны требования к будущей аналитической системе.

Новая система должна была быть от известного на рынке производителя, иметь приемлемый бюджет внедрения и возможность вести проект собственными силами. В функциональном отношении от системы требовалось, чтобы она обеспечивала легкость разработки отчетов силами аналитиков (без привлечения программистов), адекватную скорость расчета кубов (до нескольких часов), приемлемое время получения отчетных данных пользователями, доступ из любой точки мира, а также рассылку типовых отчетов на e-mail по расписанию и их выгрузку в формате Excel. На стадии выбора помимо IBM Cognos BI рассматривалось еще несколько систем ведущих производителей, каждая из которых по разным причинам была отсеяна: MS Analytic Server (разработка показалась заказчику сложной), Sybase IQ (высокая стоимость продукта), SAP Business Objects (также высокая стоимость, а кроме того, как признался докладчик, сработал и субъективный фактор — не впечатлила презентация). Внедрение Cognos BI осуществлялась собственными силами при консультационном участии специалистов NaviCon Group. Занимались проектом всего три человека: руководитель проекта (он же аналитик и разработчик кубов), SQL-программист (разработка хранилища и процедур вытяжки данных), администратор базы данных (администрирование, автоматизация процедур расчета). Внедрение заняло порядка трех месяцев, в течение которых было проведено импортирование данных из Excel, разработка хранилища данных, обкатка технологии обновления кубов, создание нового куба продаж и куба остатков, а также создание обучающего видео для пользователей-аналитиков. Чтобы показать оперативность подготовки данных в новой системе, представитель компании САНГ привел следующий пример. В определенный момент руководство внесло в перечень приоритетов бизнеса безопасность активов, одно из направлений обеспечения которой — снижение сверхлимитных остатков (бракованный товар, “сверхлимит”). Новая система бизнес-аналитики позволила, во-первых, быстро выявить остатки на складах (на получение необходимых отчетов было потрачено десять минут), а затем своевременно отслеживать их снижение с поощрением ответственных бренд-менеджеров (наиболее активные из них за эффективную распродажу брака и лежалого товара даже удостоились того, чтобы их фото были вывешены на доске почета). Главным же результатом внедрения новой системы стала обратная ситуация с бизнес-запросами пользователей: теперь они существенно отстают от возможностей аналитической системы.

Эволюция, стагнация и перспективы BI

Помимо собственно представления продуктов класса BI на конференции были оглашены результаты некоторых исследований, касающихся текущего состояния рынка бизнес-аналитики, итогов его развития и ближайших перспектив.

Весьма интересно тенденции развития рынка аналитических систем проанализировал в своём докладе Юрий Марьинский, еще один представитель NaviCon Group. В числе основных тенденций он обозначил переход систем от Windows-интерфейса, имеющего существенные ограничения в плане удобства передачи данных, к намного более дружественному Web-интерфейсу. Другая тенденция — интеграция в едином аналитическом решении возможностей работы как с реляционными, так и с многомерными источниками данных (для современного пользователя уже неважно, откуда берутся данные — из “1С” или из Oracle). Еще один тренд — совмещение аналитических систем с системами планирования/бюджетирования (в подтверждение докладчик привел пример лидеров рынка — IBM, SAP и Oracle, в чьих решениях есть и аналитическая, и бюджетная системы).

Вместе с тем, несмотря на очевидную эволюцию продуктов BI, усилия вендоров в развитии и продвижении продуктов в данной сфере, а также на определенный рост востребованности аналитических систем, в умах большинства рядовых пользователей, да и руководителей компаний, по-прежнему наблюдается определенная стагнация, ибо самым массовым продуктом, используемым для бизнес-анализа, был и остается Excel. Это обсуждают между собой журналисты во время кофе-брейка, это подтверждают и докладчики на пленарных заседаниях, например представитель PricewaterhouseCoopers Гульфия Аюпова, ознакомившая участников конференции с некоторыми результатами исследований, проведенного её компанией в прошлом году. Согласно данному исследованию, хотя развитие рынка программных продуктов и протекает в последние годы под знаком актуальности управленческих программных решений, порядка 50% предприятий до сих пор для формирования бюджетов, отчетов и презентаций используют именно MS Office Excel. Но ситуация меняется и, по всей видимости, будет меняться и дальше, поскольку визуализация данных, которую обеспечивают современные средства бизнес-анализа (те самые “картинки”, столь любимые руководителями и давно ставшие предметом шуток ИТ-специалистов в кулуарах), объективно очень важны для быстроты принятия решений. Кроме того, возможность анализировать бизнес-процессы целиком, а не по отдельности, доступность информации на мобильных приложениях обеспечивают высокую скорость обработки и циркуляции деловой информации, делая системы бизнес-анализа все более привлекательными для компаний.

Косвенно солидарен с коллегой из PricewaterhouseCoopers в оценке фактической степени использования компаниями BI и бизнес-аналитик IBM Дэвид Кристофер Мортон. Рассказывая о результатах глобального опроса финансовых директоров, он отметил, что порядка 33% финансистов в мире по-прежнему не используют в своей работе никаких специализированных бизнес-аналитических систем. Однако исследование IBM тоже дает основания предполагать, что ситуация будет меняться, поскольку большинство из опрошенных CFO оказались недовольны качеством операционного управления и прогнозирования в своей компании. Более того, уже на момент проведения исследования (2009 г.) порядка 20% компаний осознали преимущества использования современной бизнес-аналитики и активно использовали ее для повышения эффективности своего бизнеса (таким компаниям в рамках опроса был присвоен статус “ценные интеграторы” — Value Integrator). В результате по ключевым показателям эффективность бизнеса ценных интеграторов оказалась существенно выше, чем у других компаний (например, по доходу на инвестированный капитал — на 30%).

Navicon стал «Партнером года» Microsoft в России

Navicon автоматизировал бизнес-процессы для фармацевтической компании «Р-ФАРМ»

Искусственный интеллект не заменит человека

Фармпроизводитель «Микроген» автоматизировал анализ данных о вторичных продажах

Navicon разработал комплексное решение для управления продажами