ERP умер, да здравствует ERP!

09.09.2011

Untitled Document

Первыми решениями, созданными для комплексной автоматизации бизнес-процессов предприятия были MRP – решения (Material Resource Planning). Они были разработаны для того, чтобы поддерживать одноименный стандарт управления материальными запасами и производством, который появился в 70-е годы.

Решения подобного класса использовались для планирования потребностей в материальных ресурсах на производстве. Однако, первоначально системы материально-учетного планирования были ориентированы на автоматизацию производственного и складского учета, поэтому примененялись в основном на предприятиях, непосредственно связанных с производством. Позднее данные решения были расширены, их функционал дополнен и появился новый стандарт, а вслед за ним и класс корпоративных информационных систем (КИС) – MRP II. Системы данного класса включали в себя весь функционал MRP-решений и применялись для планирования всех ресурсов, необходимых на производстве, в том числе и оборудования. Однако, решения MRP II также нашли широкое применение лишь на производственных предприятиях.

Следующий класс решений – ERP (Enterprise Resource Planning) получил уже повсеместное признание в различных предприятиях по всему миру. Системы данного класса включают в себя функционал по автоматизации и управлению таких базовых для любого предприятия бизнес-процессов, как финансовый и управленческий учет, управление персоналом, а также управление товарно-материальными запасами, логистикой, основными средствами и т.п. ERP-системы до сегодняшнего дня являются ведущими на мировом рынке корпоративных информационных систем.

Но бизнес не стоит на месте, предприятия стремительно развиваются как в России, так и за рубежом. Им уже зачастую не хватает стандартного функционала, предоставляемого ERP-решениями. Эти системы позволяют автоматизировать основные процессы бэк-офиса предприятия. Но для того, чтобы автоматизировать работу фронт-офиса, были созданы специальные решения - CRM (Customer Relationship Management), которые сегодня повсеместно внедряются для автоматизации и управления процессами, непосредственно относящиеся к взаимодействию с клиентами: продажи, маркетинг, сервисное (пост-продажное) обслуживание, call-центр и т.п. Однако разделение системы бизнес-процессов на фронт и бэк-офисы носит по сути формальный характер.

На практике бизнес-процессы перетекают один в другой, поэтому автоматизация разных частей взаимосвязанных процессов с помощью различных инструментов приводит к такому распространенному явлению, как «лоскутная автоматизация». Результат такого подхода, в лучшем случае - необоснованно высокие издержки на интеграцию систем и поддержку налаженных информационных потоков, а в худшем случае – потеря важных данных и невозможность получить достоверные экономические показатели деятельности предприятия.

Понимая существующие проблемы, многие компании-разработчики КИС стараются соединить различные КИС в один продукт. Из попыток объединить ERP и CRM родился новый класс системCSRP. Представитель данного класса систем реализуют весь стандартный функционал ERP-решений, но также имеют и полноценный CRM-функционал, основанный на той же системе управления базами данных (СУБД), том же репозитарии данных, тех же справочниках, что используются ERP-функционалом. Таким образом, минимизируются затраты на интеграцию, так как в случае CSRP-решений интеграция между двумя функционалами уже существует по умолчанию. Вместе с тем снижаются риски, связанные с ошибками в потоках данных, в случае внедрения двух различных продуктов. Подобных CSRP решений на российском рынке уже достаточно много: Microsoft Dynamics Navision, Microsoft Dynamics Axapta, Comtec for Business и т.д.

Однако существование в одном решении ERP- и CRM-функционалов уже зачастую недостаточно для того, чтобы удовлетворить требования современного бизнеса. Одним из главных трендов развития КИС является разработка новых способов развертывания и взаимодействия с системой. Клиент-серверная архитектура подобных решений сегодня уже не способна никого удивить – это стандартное требование, реализуемое практически во всех решениях класса ERP и CRM. Однако возможность работы с системой только в офисе (из одной сети) или через различные инструменты удаленного доступа является неудобным препятствием, например, для менеджеров по продажам, находящихся на встречах с потенциальными и существующими клиентами. Это неудобно и для управленцев, которые не могут оперативно получить интересующие их аналитические данные вне офиса. Все описанные случаи приводят к существованию определенных рисков и возрастанию издержек на выстраивание и поддержку ИТ-инфраструктуры, которая должна была помочь снизить подобные издержки.

Для того, чтобы решить подобную проблему, разработчики КИС предлагают новые интерфейсы и новые способы взаимодействия со своими решениями. Самым доступным и удобным альтернативным способом взаимодействия с КИС является работа через веб-браузер посредством веб-интерфейса решения. В этом случае используется более сложная структура решения, которая зачастую требует построения более сложной ИТ-инфраструктуры. Однако этот подход позволяет работать с системой, не находясь в одной локальной сети с сервером и не используя программ для работы с удаленным рабочим столом. В случае с географически распределенной структурой, к примеру, сети розничных магазинов, отпадает необходимость в создании репликационной системы локальных баз данных с хранилищем центрального офиса. Все отдельные единицы могут работать с одним решением, с одним репозитарием данных при наличии только интернета и веб-браузера актуальной версии. Снижаются издержки и на обновление версии решения. В случае клиент-серверной архитектуры обновление используемой версии решения обычно осуществляется в два этапа: обновление серверной части и обновление клиентской части. Если же работа осуществляется через веб-интерфейс, то обновлению в большинстве случаев подвергается только серверная часть. Наличие в одном решении функционала ERP, развитого функционала CRM и полноценного веб-интерфейса порождает новый класс решений, названный ERP II (Extended Enterprise Resources Planning).

Иллюстрацией эволюционного развития корпоративных информационных систем для автоматизации бизнес-процессов можно считать рисунок 1.

Рисунок 1. Эволюция корпоративных информационных систем

Рынок ERP II–решений пока еще не насыщен. Компании-разработчики корпоративных информационных систем пытаются расширить существующие ERP и SCRM-решения до уровня ERP II, но полноценных решений класса ERP II пока очень немного. Однако в ближайшем будущем следует ожидать появления все большего числа систем подобного класса, которые могут завоевать еще большую популярность, чем обычные ERP-решения. Применение нового поколения решений потенциально может принести бизнесу огромные преимущества за счет сокращения издержек на интеграцию различных систем между собой и появления новых способов взаимодействия с корпоративной информацией. Появление подобных решений – один из основных трендов на рынке на сегодняшний день.

Автор: Илья
Консультант практики CRM & Sharepoint
NaviСon Group

Navicon стал «Партнером года» Microsoft в России

Navicon автоматизировал бизнес-процессы для фармацевтической компании «Р-ФАРМ»

Искусственный интеллект не заменит человека

Фармпроизводитель «Микроген» автоматизировал анализ данных о вторичных продажах

Navicon разработал комплексное решение для управления продажами