Инновационность как стратегия

26.07.2011


			Инновационность как стратегия			Инновационность как стратегия

Директор информационной службы, июль 2011
Автор: Михаил Зырянов

В условиях серьезной рыночной конкуренции инновационность вполне может стать основой для лидерства. Так, по словам Антона Семенова, генерального директора компании «Белая Дача Трейдинг», его предприятие «всегда стремилось ко всему инновационному». Благодаря использованию новейших производственных и бизнес-технологий компания уже много лет остается лидером в своем сегменте — производства и поставок готовых к употреблению салатов, овощей и фруктов. Стремление к инновационности во многом определяет отношение топ-менеджмента и акционеров компании и к информационным технологиям — их здесь принимают благодушно, но вместе с тем весьма прагматично: решая вопрос об инвестициях в новые ИТ, оценивают, с одной стороны, необходимость использования той или иной технологии, с другой — выгоды, которые компания получит благодаря ее внедрению.

Разумеется, также тщательно учитываются затраты на ИТ и возможности для их снижения. Так, некоторое время назад компания своими силами внедрила системы Microsoft Dynamics AX и «1С:Предприятие». Кроме того, она активно использует собственные разработки для управления логистикой. ИТ-отдел при этом в компании небольшой — всего восемь специалистов.

Широкий размах

«Белая Дача Трейдинг» — головное предприятие группы компаний «Белая дача», специализирующееся на производстве и поставках агропродукции. Свою историю компания ведет с сельскохозяйственной артели, созданной в 1918 году на месте старинной подмосковной дворянской усадьбы. Позже артель была преобразована в совхоз, потом на ее базе появилась агрофирма, которая затем превратилась в группу компаний. С 1994 года компания поставляет свою продукцию в сеть McDonald's и является на сегодняшний день ее эксклюзивным поставщиком свежих салатов. Клиентами компании являются и крупнейшие российские сети питания и рестораны, в том числе «Росинтер», «Ростик'с-KFC», «Шоколадница» и др. С 2003 года компания активно развивает и с розничными сетями, ее продукция поступает на прилавки магазинов Auchan, X5 Retail Group, «Седьмой континент», «Азбука вкуса» и др.

Часть сырья для своей продукции компания производит самостоятельно, часть закупает у партнеров (их у нее более 60), в том числе зарубежных. Свои салаты компания выращивает в основном в Черноземной зоне и на юге России, в осенне-зимний период закупает их в Европе, Турции, Израиле. В 2006 году был введен в строй принадлежащий компании завод в Московской области, на котором продукция перерабатывается, фасуется и готовится к отправке клиентам. В скором времени планируется расширить его примерно в двое и, кроме того, запустить еще один завод, выстроенный в особой экономической зоне "Алабуга" в Татарстане. В будущем, возможно, появятся и другие заводы. Как рассказал Гурий Шилов, заместитель генерального директора по производственным вопросам компании «Белая Дача Трейдинг», завод работает исключительно на заказ, производя ровно столько продукции, сколько готовы закупить контрагенты. Учетной единицей произведенной продукции является упаковка товара — пакетик. Продукция проходит многоступенчатую систему микробиологического, химического и физического контроля в соответствии со стандартом качества ISO 22000, который определяет систему менеджмента в области безопасности продовольствия и пищевой продукции. По словам Ирины Шацкой, финансового директора компании «Белая Дача Трейдинг», в компании применяется планирование ежегодное и по месяцам: цены на готовую продукцию корректируются ежемесячно с учетом динамики цен на сырье и прогноза их стоимости.

Аналитика для руководства

Стремительный рост бизнеса, наблюдавшийся в последние полтора года, и его активная экспансия в регионы значительно подняли планку требований к качеству управления компанией, заставив руководство компании, в частности, задуматься о необходимости пересмотреть свой арсенал ИТ-инструментов для принятия управленческих решений. Результатом усилий в этом направлении стал ввод в эксплуатацию системы бизнес-аналитики, созданной на базе IBM Cognos 8 Planning и IBM Cognos BI с помощью специалистов компании NaviCon Group. Об этом событии компания сообщила в середине июня нынешнего года.

Согласно замыслу руководства предприятия, BI-система призвана сыграть роль ключевого инструмента бюджетного планирования, кроме того, ее планируется активно использовать для управления себестоимостью, а также для управления отношениями с контрагентами. С ее помощью предполагается усовершенствовать и управление запасами, инвестициями, административно-хозяйственной деятельностью. В перспективе ей отводится место краеугольного камня в том, что касается мониторинга и анализа ключевых показателей деятельности компании. Инициатором BI-проекта стала Ирина Шацкая.

Архитектура выстроенного решения включает в себя систему бюджетирования, модель себестоимости, аналитическую модель, модель нормативно-справочной информации и систему отчетности. Данные для анализа поступают из Microsoft Dynamics AX, «1С:Предприятие» и системы управления логистикой. По словам Шацкой, в настоящее время с помощью BI-системы готовятся по четырем бизнес-областям: о продажах, прибылях и убытках, движении денежных средств, себестоимости.

Совершенствование управления

Компания «Белая Дача Трейдинг» весьма основательно готовилась к внедрению BI — ее сотрудники самостоятельно, без помощи консультантов подготовили детальные описания технологических процессов, внедрили систему учета энергоресурсов, благодаря которой данные с многочисленных счетчиков воды, тепла, электричества передаются в Dynamics AX, где затем обрабатываются. Кроме того, компания разработала внутренние нормативы потребления энергетических и трудовых ресурсов и внедрила систему их контроля. Ее специалисты подготовили новые требования к процессам планирования, контроля и анализа. Все изменения в регламентах и технологических процессах нашли свое отражение в ERP-системе.

После этого к работе подключились консультанты. По словам Андрея Гвоськова, руководителя проектов компании NaviCon Group, команда проекта выбрала для его реализации метод «маленьких побед»: BI-система разрабатывалась и сдавалась по относительно небольшим частям и модулям. Требования к системе уточнялись прямо по ходу проекта.

Очень много внимания уделялось и методологической стороне проекта. Так, в первую очередь были разработаны бюджетная модель бизнеса, бюджетный регламент, спроектирована система отчетности, определены способы и регламенты взаимодействия бюджетной модели и блока казначейства, доработана система НСИ. Бюджетная модель компании обеспечивает основу для анализа фактических и плановых показателей подразделениям (точнее, по центрам финансовой отчетности), регионам и на уровне компании в целом. Что важно, бюджетная модель компании позволяет понять, что необходимо сделать, чтобы получить нужные результаты. Кроме того, разработана модель себестоимости, обеспечивающая сбор и анализ плановых и фактических показателей в различных срезах: по видам сырья, продукции, по контрагентам. Модель себестоимости используется для ценообразования, анализа прибыльности контрагентов и готовой продукции, анализа состава, структуры и динамики расходов. Как призналась Шацкая, создание модели себестоимости и отчетов на ее базе оказалось самым сложным — на это потребовалось большое всего времени.

На базе BI-системы в компании производится прогнозирование продаж, планирование закупок, производственных расходов, себестоимости, денежных потоков, налоговых выплат, амортизации основных средств, рассчитываются потребности в финансировании, формируется плановый и прогнозный баланс и пр. В системе реализовано многовалютное планирование.

Эффект для бизнеса и ближайшие планы

В числе главных эффектов для бизнеса, полученных в результате внедрения BI, гендиректор компании отмечает повышение прозрачности, управляемости бизнеса и своевременное получение информации, необходимой для принятия управленческих решений. Его коллеги уверены, что реализация проекта позволила повысить качество управления бизнесом: обеспечить четкую взаимосвязь между целями подразделений и компании в целом, сделать практически непрерывным процесс планирования, наладить прогнозирование, усовершенствовать планирование по ключевым объектам управления, усовершенствовать систему НСИ, сделать отчетность оперативной и доступной всем руководителям, которым она требуется, провести очистку и систематизацию учетных данных, на основе которых принимаются управленческие решения, и пр.

Семенов не скрывает, что внедрение BI-системы оказалось очень затратным проектом. Тем не менее, он уверен, что проект окупится года за два-три, а может и за год благодаря тому, что руководители компании смогут лучше понять бизнес и усовершенствовать его. По мнению Семенова, проект принес огромную пользу уже на ранних стадиях его реализации: «Взявшись за проект, мы провели мозговой штурм, тщательно проанализировали текущую деятельность, выявили слабые места и возможности для улучшения и сейчас приводим бизнес в порядок».

В скором времени планируется завершить работу над блоком аналитики по закупкам, затем настанет черед реализовать анализ KPI. Вслед за этим предстоит провести развертывание BI-системы в регионах. Также в планах — переход на новую версию аналитической платформы IBM Cognos 10.

«Взявшись за проект, мы провели мозговой штурм, выявили возможности для улучшения и сейчас приводим бизнес в порядок», Антон Семенов, генеральный директор компании «Белая Дача Трейдинг» «Средствами BI-системы реализованы четыре основных вида отчетов: о продажах, прибылях и убытках, движении денежных средств, себестоимости», Ирина Шацкая, финансовый директор компании «Белая Дача Трейдинг»

 

 

Navicon стал «Партнером года» Microsoft в России

Navicon разработал комплексное решение для управления продажами

Navicon вошел в топ партнеров Microsoft по продуктам Microsoft Dynamics

Navicon выходит на международный рынок

Navicon награжден как лучший партнер года Microsoft в России