“ERP помогает реализовать идеи бережливого производства”

14.06.2011

Хотя термин ERP изначально обозначает “планирование ресурсов”, на самом деле в российской экономике подобные системы применялись долгое время в значительной степени лишь для автоматизации сугубо учетных задач. К решению вопросов планирования наши предприятия стали подходить только в последние годы, в том числе благодаря проникновению ИТ в сферу управления собственно производством. О том, как идет процесс изменения сферы применения ERP-систем, обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов говорил с заместителем начальника отдела производства по направлению AX компании NaviCon Group Вадимом Князевым.

PC Week: Какие изменения в применении ERP-решений вы видите в последние годы? Какие основные тенденции тут можно выделить?

Вадим Князев: До недавнего времени внедрение ERP на многих российских предприятиях ограничивалось вопросами автоматизации управления финансами, бухгалтерского и товарного учета. И это вполне объяснимо. Во-первых, в любой автоматизации есть некоторая последовательность: понятно, что нельзя заниматься планированием, не наведя сначала порядка в учете. Во-вторых, впереди в сфере применения ИТ идут наиболее финансово благополучные компании, а на российском рынке — это организации финансового сектора и торговли, для которых именно учет является основой бизнеса.

В последние же годы ситуация начала меняться: в экономике повышается роль “реального сектора”, проще говоря — производства. Эти предприятия достаточно окрепли финансово для решения более серьезных задач автоматизации, а борьба за эффективность и конкурентоспособность требует от них более глубокого применения ИТ. В качестве примера хотелось бы привести проект, реализованный нашей компанией для лидера российского рынка производства обоев — “КОФ Палитры”. Руководство компании поставило амбиционные цели по увеличению доли рынка. Для их достижения было необходимо обеспечить значительный рост продаж, которые зависели от скорости обработки заказов и четкого отслеживания соблюдения сроков производства и отгрузки продукции. Кроме этого, было важно автоматизировать процессы прогнозирования продаж и планирования производства, что позволяло повысить эффективность использования западных производственных линий. Еще одной немаловажной задачей являлось налаживание жесткого контроля движения денежных средств. Все эти задачи были успешно решены на базе Microsoft Dynamics AX.

В плане изменения требований заказчика есть один очень важный нюанс. Раньше предприятия делали проекты автоматизации для решения задач сегодняшнего дня, т. е. речь шла о сугубо тактических подходах, например, к выбору ПО. Сейчас ситуация заметно изменилась в направлении применения стратегических подходов. Системы выбираются и внедряются, с учетом перспектив развития бизнеса. Пусть даже речь идет на первом этапе о решении вопросов все того же бухучета, но все равно многие заказчики смотрят на перспективу как минимум в два-три года, а то и пять-семь лет.

PC Week: Насколько готовы к изменению таких потребностей заказчиков представленные на нашем рынке продукты?

В. К.: Можно сказать, что вполне готовы. Современный рынок автоматизации располагает достаточным количеством инструментов, чтобы удовлетворить возрастающие потребности заказчиков, предлагая как западные, так и отечественные разработки. Российские разработчики в целом шли в фарватере требований местных заказчиков, поэтому их решения чаще всего отражали уже возникшие потребности рынка. Западные же вендоры, благодаря тому что создавали свои решения под более развитый рынок, были “заточены” не только под решение сегодняшних задач клиентов, но и формировали перспективный рынок, так сказать, “на вырост”. И опыт показал, что такой подход оправдывает себя. Зарубежные поставщики предлагают средства, созданные не вчера, а много лет назад, и потому проверенные практикой работы и располагающие методическими рекомендациями, основанными на реальном опыте.

Если говорить в этом плане о нашей компании, то более года назад нашими специалистами на базе Microsoft Dynamics AX были разработаны решения для автоматизации непрерывного производства, кондитерской отрасли. Системы прошли успешные испытания рынком и сегодня активно используются рядом наших клиентов.

PC Week: В последнее время в контексте применения ERP, все чаще звучит тема “бережливого производства”. А разве может быть современное производство небережливым?

В. К.: Речь идет о глубине проникновения идеи борьбы за повышение эффективности работы предприятия с уровня топ-менеджеров на уровень каждого рабочего места, до каждого участника производственного процесса. О том, что это не пустые слова, а реальные дела, достаточно говорит то, что концепция бережливого производства (lean manufacturing) родилась в Японии, эффективность производства в которой является общепризнанной. Эта идеология появилась еще в 50-е годы на автозаводах “Тойота”, в 80-е она получила мировое признание, а сейчас мы наблюдаем очередное повышение внимания к реализации этих идей с использованием современных ИТ. И мы уверены, что и для России данные подходы к организации производства очень актуальны сегодня.

О концепции бережливого производства можно говорить много, но я бы выделил следующие основные моменты. Первое — это организация работы согласованно с клиентским спросом. Второе — компания непрерывно работает над повышением эффективности и сокращением издержек. Третье — каждый сотрудник не только активно участвует в производственном процессе, но и имеет возможность улучшать процессы в своей зоне ответственности.

Мы прогнозируем значительный рост интереса и увеличение потребностей в использовании идей бережливого производства в ближайшие годы. Поэтому уже сейчас инвестируем в автоматизацию этой концепции.

PC Week: Спасибо за беседу.

PC Week Review:“ERP помогает реализовать идеи бережливого производства” , июнь 2011
Автор: Андрей Колесников

Navicon стал «Партнером года» Microsoft в России

Navicon автоматизировал бизнес-процессы для фармацевтической компании «Р-ФАРМ»

Искусственный интеллект не заменит человека

Фармпроизводитель «Микроген» автоматизировал анализ данных о вторичных продажах

Navicon разработал комплексное решение для управления продажами